Всего в агитпоезде 13 вагонов и девять платформ, на которых разместилась техника времен Великой Отечественной войны.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
…Утром перрон больше напоминал площадь Ленина во время парада Победы: ветераны в форме с орденами и медалями, солдаты и, конечно, сотни обычных горожан от мала до велика. А еще больше Новосибирск-Главный, пусть это звучит пафосно, был похож на Белорусский вокзал, встречающий эшелоны с победителями: легкая туманная дымка, еще минута-другая - и кажется, услышим голос легендарного Левитана...
- Мой дедушка воевал и не вернулся с фронта, поэтому для нашей семьи война - это очень личная тема, - поделилась сибирячка Людмила Аникеева, поправляя маленькие пилотки на двух своих внучках: пятилетней Рите и семилетней Вике.
Как оказалось, именно девочки уговорили бабушку встречать агитпоезд «Армия Победы»: малышки услышали о нем в новостях и загорелись. Когда поезд прибыл, у Риты и Вики, как и еще у нескольких десятков ребятишек, глаза разбежались. Еще бы! Столько танков, пушек, военных людей в форме...
Этот необычный поезд двинулся в путь из Москвы 20 апреля. А 8 мая, накануне Дня Победы, он прибудет во Владивосток, где и завершится его путешествие.
Главная ценность в каждом полку - знамя.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Новосибирцам удалось увидеть сразу пять реликвий, которые много лет не покидали хранилища музеев: точную копию Знамени Победы, знамена 3-й Гвардейской танковой армии, 91-й Гвардейской стрелковой дивизии, 74-го Штурмового авиационного полка и гвардейский военно-морской флаг подводной лодки С-56.
- Двоюродный дедушка одного из участников нашего агитпоезда командовал этой самой подводной лодкой, - объяснил Алексей Цыганков, генерал-майор, заместитель начальника Главного управления по работе с личным составом ВС РФ.
Среди бронетехники, которая едет на поезде - танк Т-34-85...
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Танк Т-34-85 был основой танковых войск нашей армии вплоть до середины 1950-х годов.
- Судя по расшифровкам немецкой телеграфной переписки и радиопереговоров, на фашистов больше всего нагоняли страх три вещи: Т-34, русский дух и имя маршала Жукова, - рассказал экскурсовод Александр Гаюн и показал на красующуюся на танке надпись: «За Ленинград». - И тут нечему удивляться: на этом Т-34 советские войска прорывали блокаду Ленинграда, а он до сих пор на ходу.
Кстати, во время боевых действий Т-34 ходили «волчьей стаей» - то есть по пять танков сразу. Так что, если немецкому «Тигру» и удавалось пробить броню одной нашей тридцатьчетверке, он все равно не мог уйти от возмездия.
...И тяжелый танк ИС-3, появившийся в конце Великой Отечественной войны.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Тяжелый танк ИС-3 появился на вооружении уже в конце войны, но на славу послужил Красной армии.
- Видите, как у него люк запаян? Сразу понятно, что этот танк не в одном сражении был, - показывает экскурсовод.
Кстати, на ИС-3 уже красовалась надпись «На Берлин».
- Подобные надписи на технике начали делать в конце войны - чтобы отметить те танки, которые прошли тяжелейшие баталии, - прокомментировал Александр.
БМ-13 на шасси грузовика ЗиС-6 - легендарная «катюша».
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Еще одна настоящая армейская гордость - самая первая «катюша» (а если говорить военным языком, бесствольная система полевой реактивной артиллерии). Страха она наводила не меньше, чем танк Т-34-85.
Мундир маршала Константина Рокоссовского.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
А вот - настоящий военный раритет: мундир маршала Константина Рокоссовского. Константин Константинович командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
В таких санитарных вагонах увозили раненных с фронта.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Так выглядела операционная в санитарном вагоне. Небольшой бригаде: медсестре, хирургу и анестезиологу - приходилось делать до 50 операций в сутки.
Единственные удобства: печка-буржуйка да лампа на аккумуляторах, которые в любой момент могли сесть. В этом случае все манипуляции и перевязки приходилось проводить при свете керосинок. Бинты для раненых использовали по несколько раз - стирали, а потом стерилизовали на пару.
А чтобы во время бомбежек на операционный стол ничего не сыпалось сверху, сооружали полог - изнутри крышу вагона обтягивали плотной тканью, которая и собирала весь мусор.
Всего же таких санитарных составов во время войны было 228 - благодаря им удалось эвакуировать более 5 миллионов раненых солдат. Фоторепортаж о том, как Новосибирск встречал агитпоезд смотрите здесь.