Премия Рунета-2020
Новосибирск
+14°
Boom metrics
Общество20 декабря 2010 22:00

Профессиональное образование ждут перемены

Какие взаимоотношения складываются сегодня между учебными заведениями профессионального образования и работодателями? Будут ли востребованы выпускники на рынке труда? Соответствуют ли учебные программы потребностям производства? Ответ на эти и многие другие вопросы специалисты исказил за круглым столом
Источник:kp.ru

Какие взаимоотношения складываются сегодня между учебными заведениями профессионального образования и работодателями? Будут ли востребованы выпускники на рынке труда? Соответствуют ли учебные программы потребностям производства? Ответ на эти и многие другие вопросы специалисты искали за круглым столом.

Галина Талюкина.

Галина Талюкина.

Иван Сырмолотов.

Иван Сырмолотов.

Светлана Домахина.

Светлана Домахина.

Владимир Шишкин.

Владимир Шишкин.

Наталья Механошина.

Наталья Механошина.

Андрей Головнин.

Андрей Головнин.

Светлана Буровцева.

Светлана Буровцева.

Наши эксперты Галина Талюкина, директор НТМиМ - техникума металлургии и машиностроения им. А. И. Покрышкина Иван Сырмолотов, директор ПУ12, преобразованного в техникум автосервиса и дорожного хозяйства Светлана Домахина, директор Новосибирского медицинского колледжа Владимир Шишкин, заместитель директора по воспитательной работе Новосибирского авиационно-технического колледжа Наталья Механошина, заместитель директора по учебной работе Новосибирского авиационно-технического колледжа Андрей Головнин, заместитель начальника профессионального образования министерства образования, науки и инновационной политики департамента образования Новосибирской области Светлана Буровцева, директор Новосибирского техникума геодезии и картографии ГОУВПО «СГГА»

Не мы для работодателя, а он для нас?

- Удается ли учреждениям профессионального образования найти общий язык с работодателями? И какие проблемы чаще всего возникают при таком взаимодействии?

И. Сырмолотов: - Наш техникум - результат взаимодействия с партером - предприятиями малого и среднего бизнеса автотранспортной и автодорожной отрасли. Хочу сказать, что бизнес готов инвестировать в образование, но ему нужны гарантии возврата затраченных средств.

С. Домахина: - Сегодня в сфере среднего профессионального медицинского образования острой проблемы с трудоустройством выпускников нет. Но взаимоотношения с работодателями очень важны для нас, ведь именно они формируют конкретный заказ в подготовке специалиста в соответствии с уровнем развития системы здравоохранения. Однако, к сожалению, не все работодатели готовы сформулировать необходимые сегодня, а тем более завтра, требования к профессиональному уровню специалиста.

Г. Талюкина: - Наша учебная программа опирается на запросы работодателя. Мы поставляем кадры для металлургического завода им. Кузьмина.

С. Буровцева: - Техникум геодезии и картографии выпускает геодезистов, картографов, землеустроителей, которые широко востребованы в городском и дорожном строительстве, на транспорте, в нефте-, газо- и угледобывающей промышленности, технической инвентаризации и др. Геодезические работы часто выполняются в сложных физико-географических условиях Восточной и Западной Сибири. Еще несколько лет назад работодатели с удовольствием заключали долгосрочные договоры на прием студентов на практику, трудоустраивали молодых специалистов. Сегодня в результате кризиса ситуация на рынке труда осложнилась, работодатели не идут на заключение договоров и не несут никакой ответственности за молодых специалистов. Ежегодно в марте мы проводим ярмарку выпускников, приглашаем работодателей. При наборе специалистов работодатели обычно обещают золотые горы, на деле же обещания не выполняются - ни по размеру оплаты, ни по охране труда. И учебное заведение в этом смысле не может воздействовать на работодателей.

В. Шишкин: - Новосибирский авиационно-технический колледж завязан на НАПО им. В. П. Чкалова, поэтому наши выпускники идут работать именно на это предприятие. Но, к сожалению, не все. А надо, чтобы это была система заказа, спрогнозированная не на один год. У нас работает служба трудоустройства выпускников, поэтому имеется и вторая группа работодателей - более мелкие предприятия, которые трудоустраивают наших выпускников. Это направление нами сейчас осваивается.

Н. Механошина: - Работодателю сегодня проще взаимодействовать со службой занятости. А в выпускника, образование предприятия в настоящее время вкладываться не готовы.

- К чему ведет этот путь?

Г. Т.: - Мы давно работаем со службой занятости, но, к сожалению, не очень эффективно. И когда к нам на производство приводят по направлению из службы занятости 15 человек, то в итоге из них остается один. В чем проблема? В адаптации, акклиматизации на производстве… А вот когда мы сами три года готовим человека и когда он с первого курса проходит производственную практику, когда привыкает к традициям, условиям, людям, адаптация проходит гораздо быстрее.

С. Б.: - Тема взаимоотношений между учебными заведениями профессионального образования и работодателями в настоящее время является главной проблемой образования. Это связано и с разработкой и внедрением в учебный процесс федеральных образовательных стандартов третьего поколения и с проблемой распределения выпускников. Я думаю, что от имени работодателей более активно должны выступать региональные представительства Союза промышленников и предпринимателей. Предлагаю службе занятости населения завести в Интернете сайт, на который регулярно помещать сведения о недобросовестных работодателях.

- То есть сегодня необходима помощь извне, чтобы профобразование и работодатели смогли найти друг друга?

В. Ш.: - На помощь должны прийти властные структуры, так как они на несколько лет выстраивают развитие экономики региона и должны, исходя из перспектив развития экономики на просчитываемый период, сводить вместе учебные заведения и работодателей.

С. Д.: - Насколько мне известно, многие крупные компании, обладающие высокотехнологичным производством, создают холдинги, в которые входят и профессиональные учебные заведения, готовящие кадры для компании. Это самый эффективный путь взаимодействия в подготовке квалифицированных специалистов. Чем помогут властные структуры? Например, организовать действенную систему мониторинга потребностей отраслей в специалистах, сформировать адекватное этим потребностям государственное задание по подготовке кадров и в полном объеме субсидировать его осуществление, необходимый контроль и координацию.

А. Головнин: - Министерством образования, науки и инновационной политики разрабатывается комплексная программа развития профессионального образования, и одна из ее задач - обеспечить эффективную координацию действий всех участников этого процесса. Перспективное направление в развитии экономики области - создание территориально-экономических кластеров (групп предприятий, взаимосвязанных друг с другом по характеру производства, сбыту аналогичной продукции и (или) сконцентрированных на одной территории…), в состав которых могут и должны входить учреждения профессионального образования, решая задачу подготовки востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов для предприятий данного кластера. На сегодняшний момент в этом направлении уже предприняты определенные шаги. Активно формируется авиастроительный кластер - под эгидой НАПО им. В. П. Чкалова, НГТУ, Новосибирского авиационно-технического колледжа, ПУ № 1. Создается автодорожный кластер, объединяющий интересы организаций и предприятий автодорожного строительства (например, ТУАД, «Автодор» и др.). и образовательных учреждений - недавно созданного техникума автосервиса и дорожного хозяйства (в дальнейшем круг учреждений профессионального образования будет расширен на основе конкурсных процедур). Весьма эффективно организовано сотрудничество и в обучении, и в производстве между Новосибирским химико-технологический техникумом и предприятиями и организациями химико-биологической отрасли, а также между предприятиями, входящими в Союз полиграфистов Сибири, и техникумом печати и информационных технологий и т. д. Весьма интересными для практики интегрирования общеобразовательных и профессиональных программ представляются нам результаты реализации проекта «Политехническая школа», благодаря которой более 1000 школьников к окончанию школы получили свидетельства о профессиональной подготовке по рабочим специальностям.

Многоступенчатость образования - залог профессионализма

- Сегодня много говорят о том, что хороших результатов в профобразовании удается добиться благодаря многоступенчатой подготовке специалистов…

Г. Т.: - Мы как раз выступаем за многоступенчатость образования и на базе нашего техникума стараемся воплотить этот проект в жизнь. В рамках проекта «Политехническая школа» мы работаем с ребятами 8 - 11-х классов 92-й и 67-й школ Новосибирска - со школьниками занимаются наши преподаватели. Потом ребята идут к нам учиться: на ступени НПО получают профессию «рабочий», проучившись еще два года - квалификацию «техник». Кроме того, для 500 рабочих у нас организованы краткосрочные курсы. И все это в стенах одного учебного заведения. Человек, с юных лет постигающий профессию, на предприятие приходит уже готовым, хорошо обученным специалистом.

С. Д.: - Мы тоже работаем на заказ. И сегодня процент трудоустройства выпускников нашего колледжа очень высок - по некоторым специальностям 97%. Это прямой результат взаимодействия с системой здравоохранения Новосибирской области. Совместно с ведущими специалистами отрасли были созданы дополнительные программы, обеспечивающие особо острые направления областного здравоохранения.

И. С.: - В отрасли требуются автомеханики со знанием технологических процессов и навыками предпринимателя, в связи с этим в наши учебные планы внесены соответствующие дополнения. Вот сейчас, например, требуются логисты: под Новосибирском строится огромный логистический центр. И мы открыли в нашем учебном заведении такую специальность.

В. Ш.: - Если в общеобразовательной школе мы будем давать ребятам азы профессии, а материально-техническая база колледжа это позволяет, то, приходя к нам они будут уже иметь 2-й разряд. Мы в состоянии подготовить высококвалифицированного специалиста для формирующегося сейчас высокотехнологичного производства, не увеличивая время обучения. Проходя уровни начального и среднего профессионального образования, молодые люди за более короткие сроки овладевают специальностью. В таком случае у них всегда остается в жизни хороший экономический шанс, даже если они и не работают по специальности. У человека есть возможность либо остановиться на определенном этапе, либо пойти дальше по выбранному профессиональному пути, либо перепрофилироваться. Таким образом мы на длительный период закладываем устойчивую программу подготовки специалистов для современного производства и стабильность в обеспечении его необходимыми кадрами.