Премия Рунета-2020
Новосибирск
+16°
Boom metrics
Общество25 июля 2010 22:00

Звезды кино и телеэкрана любят покупать в Новосибирске… старинные вещи!

Корреспондент «КП» убедилась в этом, поработав в одном из антикварных магазинов столицы Сибири.
Татьяна ГАЙДУКОВА
Татьяна ГАЙДУКОВА

Покупатели антиквариата – явление непредсказуемое. Сегодня их десять, а завтра за пятьдесят перевалит. В антикварных товарах не так нуждаются, как в хлебе насущном. Антикварных магазинов Новосибирске наберется от силы десяток, а вот букинистических вообще нет. В том, куда пришла на работу по заданию редакции корреспондент «КП», есть и то, и другое. Тут в продаже есть иконы, картины, столовые приборы, статуэтки, скатерти, значки, флаконы духов, чашки диковинные… А во втором зале, уходящем вглубь магазина, - полки с книгами под потолок. Особое волшебство этому заведению придают резные, неизвестного автора, часы с боем. Они, да колокольчики на входе, уже восемь лет нарушают эту сказочную тишину. Но тишь, да гладь здесь только на первый взгляд обывателя. В чем и убедилась корреспондент «Комсомольской правды», решив примерить на себя роль продавца антиквариата.

Букинизмом здесь не занимаются!

Человека с улицы в такой магазин работать не позовут. Чтобы здесь остаться на долгие годы и стать своим в доску, нужно во многом разбираться, и для начала хорошо знать, не только русский язык, но и литературу, историю и географию. Эрудицию проверят сразу же на собеседовании.

- Если мы принимаем сотрудника, то устраиваем ему невзначай, небольшой экзамен, - говорит Нина Чесных, директор магазина. - При первом общении сразу понятно, сможет у нас работать человек или нет. Могу, например, спросить, сколько у нас Толстых в литературе? Если правильно отвечает, то с человеком можно продолжать разговор. В народных промыслах и художественных стилях он так же должен разбираться. По историческому прошлому – тоже не «плавать». Ну и компьютерная грамотность, само собой. …Хотя семнадцатилетний подросток нам скорей всего не подойдет. Жизненный опыт должен быть все-таки. Одна девушка выдержала лишь несколько месяцев. А специалистов для таких магазинов не готовят.

Несмотря на то, что я тут всего лишь в роли гостя и подмастерья, экзамен пришлось пройти. Вроде справилась, но к продаже антиквариата меня не допустили. Решили, что буду помощницей.

- Будешь отвечать на звонки. Это тоже нелегкий труд, - предупредила меня Нина Анатольевна, - У нас больше трех месяцев люди учатся этому делу. Здесь нужно быть очень деликатным и так вести разговор, чтобы человек понимал, что вы не только заинтересованы, но и прекрасно знаете, о чем говорите. А иначе повесят трубку и позвонят в другой магазин...

Скучать у аппарата не пришлось: позвонила женщина, предлагала собрание сочинений известного русского историка Ключевского. И не давая вставить слово, принялась мне объяснять, кто он такой и чем ценен. Терпеливо выслушав, ответила, что в магазине уже есть это собрание, и мы ее возьмем на заметку, только когда книги будут проданы… Хотя бывают такие звонки – обхохочешься! В этом я убедилась живо, обнаружив возле телефона потрепанную тетрадку. Сюда работницы магазина записывают самые нелепые вопросы покупателей. Например:

- А вы букинизмом занимаетесь? - Алло, это антиквариатный магазин? -У меня две копейки 1812 года, ручной работы или вам, не нужны ли часы никольских времен?

- И на такое нужно уметь ответить, - пряча от меня тетрадку и улыбку, говорит директор магазина.

И взрослым и детям антиквариат интересен. Ребятишкам чаще всего покупают старые значки или куклы.

И взрослым и детям антиквариат интересен. Ребятишкам чаще всего покупают старые значки или куклы.

Семейные библиотеки новосибирцев – здесь по полочкам

В книжном отделе народу всегда больше. Сейчас там оживленно - зашел один из постоянных покупателей, сухонький интеллигентный мужчина лет шестидесяти. Это Евгений Поливин, новосибирский библиофил и давний друг магазина.

- Покупаю здесь, потому что хорошую книгу нужно иметь дома, - сказал мне Евгений Георгиевич. - У меня их несколько тысяч. Жаль, но культура чтения умирает «благодаря» компьютеру, а в книге есть дух времени, свой особенный запах, и глядя в монитор, вы его не уловите….

Редкие книги покупают по разным причинам. Одни берут, потому что именно такие стояли в шкафу родителей, другие хотят, чтобы их дети читали то, что они в детстве, а третьи покупают, что сами не дочитали… Есть, конечно, категория покупателей, которые приобретают многотомники для украшения интерьера. Но больше тех, кто избавляется от книг. Эти люди обычно распродают книжное богатство, нажитое за многие годы их родственниками, которых уже нет в живых.

- Плюшкины тоже не перевелись,- рассказала мне продавец книг Ирина. - Как-то выезжала на место, чтобы посмотреть и отобрать для магазина книги. Обычная двухкомнатная «хрущевка», но в ней только книги. В одну комнату невозможно было открыть дверь - все ими заставлено. Как оказалось, это жена сокровища мужа продавала… Зрелище незабываемое.

В магазине есть нижний этаж - подвал. Посетителей сюда не пускают. Отсчитываешь десятка три ступенек и вновь оказываешься в царстве книг. Все стены ими «залеплены». Ненужные горожанам семейные библиотеки нашли здесь временное пристанище. Каждый томик стоит со своим номером - отсюда их приносят тем, кто заказал их в виртуальном каталоге магазина.

На правах помощницы отыскала «Искусство пения», 1948 года выпуска. Понадобилась она выпускнице новосибирской консерватории, которая отправляется петь в оперный театр Нижнего Новгорода.

- Прикупила книгу на всякий случай - вдруг ее в Новгороде ее окажется? - ответила мне девушка хорошо поставленным голосом. - Обладание такой книгой – тоже своего рода счастье.

Не всякий рубль дорог

Те, кто приносит сюда вещи, не любят лишних вопросов. В магазине говорят, что если очень въедливо спрашивать, то ничего приносить не будут.

- Большого потока, какой был в 90-е годы, сейчас нет, - рассказывает Станислав Савченко, директор фонда по изучению и пропаганде истории города им. Литвинова, коллекционер и библиофил, один из совладельцев магазина, - Тогда с утра очереди стояли в магазине. Люди от бедности надеялись хоть что-то продать. Сейчас несут в основном наследство, доставшееся после смерти родственников.

При мне женщина принесла николаевский серебряный рубль. В магазине его оценили всего в 300 рублей и сказали, что никакой ценности, кроме серебра не представляет. Мадам расстроилась и ушла, решив не продавать монету. Такие клиенты тут тоже не редкость: думают, что сейчас все ахнут, дадут за вещицу кучу денег, и счастливый продавец уедет из магазина на Мерседесе…

- Этот рубль 1897 года - массового выпуска, - поясняет уже мне Станислав Савченко,– В советское время такие рубли кидали в графин с водой для обеззараживания. Они не редкие, уверяю вас.

У каждого продающего предмет старины требуют паспорт. А, приняв вещь на реализацию, выдают квитанцию и закупочный акт. Если человек передумал, то вещь можно вернуть, но только в том случае, если она находится на комиссии (оформляется договор и сдающий получает деньги только после продажи, за минусом 30 процентов). А есть и такие посетители - из армии активных старичков. Они высматривают: чего нет в магазине, и несут. Один из таких побывал в магазине и в мое «дежурство», правда, с пустыми руками. В прошлый раз, говорят, припер чайный набор: старые стаканы и самовар.

- А есть еще один, мужчина. Он за восемь лет у нас ничего не купил - приходит просто посмотреть на книги,- вспоминает моя наставница - продавец Ирина. – Наверное, ему просто атмосфера магазина нравится.

В антикварный магазин - вместо аптеки?

- У вас есть медные трояки или пятаки до 1961 года?- это уже следующая посетительница наклоняется к продавцу через прилавок. И тихо добавляет: – Мне для лечения…

Пока я пытаюсь с изумлением понять, как можно лечиться монетами, Ирина, не моргнув глазом, уже начинает прописывать другой «рецепт»:

- От синяков лучше возьмите колыванскую монету. Это екатерининский пятак, с примесью серебра. Прикладывать нужно сразу после ушиба, тогда быстро пройдет

Кстати, мне потом уже объяснили, что действительно помогает. Берите на заметку!

Впрочем заходят сюда не только борцы с синяками нетрадиционным методом, но и известные люди. Известный историк моды Александр Васильев, например, в каждый свой визит в Новосибирск сюда направляется. С пустыми руками пока еще не уходил ни разу – покупает старые фотографии и открытки.

- Он один раз у нас пластинки слушал, - с улыбкой вспоминает Ирина. – Лег прямо на пол в своем красивом дорогущем пальто – и слушал! Как-то даже столик приобрел. Кто еще у нас был… Владимир Турчинский, помню, заходил, Спартак-Мишулин, Кира Муратова, Клара Новикова… Их сначала сюда как на экскурсию водили, а потом они сами, в каждый свой приезд стали приходить.

Светские персоны Новосибирска тут вообще, судя по рассказам продавцов, все поголовно хотя бы по разу отметились. А регулярно заходят известные сибирские рестораторы. Как вы понимаете, старые кулинарные книги скупают. Так что все новые блюда в наших ресторанах – это еще прабабушкины рецепты.

… Увы, на в мою смену звезды не заходили. Хотя продавцы шутили, что я своим появлением принесла им «урожай»: продали больше 50 вещей, что для обычной субботы – большая удача. Правда, ничего редкого или особенного не покупали: марки, книги, листы и альбомы для монет…

- Вы только смотрите, не пишите, что у нас тут как в библиотеке: тихо, пыльно и одна старина, - в шутку, но с легкой обидой в голосе, напутствовали на прощание мои «коллеги на один день». – Все почему-то думают, что если антиквариатом торгуем, то сложнее калькулятора техники не знаем. А у нас, между прочим, на сайте можно 3D-модель каждой вещи рассмотреть и заказать!

Уже по возвращении в редакцию любопытства ради заглянула на сайт - и действительно, как на ладони любая вещица. Такая вот новинка для торговли старинкой…

Путешествие по антикварному магазину

Путешествие по антикварному магазину

СПРАВКА «КП»

Чтобы разобраться во всем многообразии вещей в антикварном магазине и прикупить себе что-нибудь действительно потертое временем, нужно знать, что такое антиквариат. По законодательству, вещи старше 100 лет им как раз и являются. Больше двадцати, десяти - винтажные. К ним можно отнести даже обычную обувь, вышедшую пять лет назад из моды. Цены в антикварных магазинах Новосибирска самые разнообразные, на любой кошелек. Например, брошка 50-х годов – 150 рублей, а за серебряный рубль Екатерины Второй 1736 года попросят выложить 50 тысяч целковых. Чем лучше сохранилась вещь и чем больше ей лет, тем дороже. То же самое относится не только к монетам и драгоценностям, но и вообще ко всему, что оказывается на антикварных прилавках.