Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"8 июня 2010 14:00

Новосибирцы! Запомните спасительный телефон - 051!

Новосибирская муниципальная служба спасения готова в любой момент прийти на помощь горожанам [видео]
Источник:kp.ru

… Каждый день в редакции «Комсомолки» наши читатели задают массу вопросов о работе спасателей. При этом многие нас огорошили новостью: «А правда ли в Новосибирске, создана своя, муниципальная служба спасения?». Мы решили, что будет справедливо, если на эти и другие вопросы будут получены ответы что называется из первых уст. Гостями пресс-центра «КП» стали Владимир Николаевич Шумилов, заместитель мэра – начальник департамента по ЧС и мобилизационной работе, Юрий Владимирович Лузянин, заместитель начальника департамента, начальник управления ГО, ЧС и пожарной безопасности мэрии города Новосибирска, и Олег Борисович Челядинов, начальник муниципальной аварийно-спасательной службы (МАСС).

Муниципальная – значит своя…

Владимир ШУМИЛОВ: - Недавно состоялось совещание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в мэрии, после чего прошел круглый стол. О чем там шла речь? Собрались руководители городов Сибири и Дальнего Востока и говорили, в частности, о том, что в последнее время на муниципалитеты с уровней Федерации или субъектов Федерации спускаются новые обязанности. Я это говорю к тому, что муниципальная спасательная служба и соответствующий орган в муниципалитете этими вопросами как раз таки и занимаются. № 131 законе РФ было сделано специальное дополнение. По этому закону и была создана муниципальная аварийно-спасательная служба, функции которой раньше исполняло МЧС. Необходимость такой службы громадная. Спасибо частным спасательным службам – они были первыми нашими помощниками и выручали нас. Сейчас у этих компаний большие финансовые трудности, и они от организации аварийно-спасательных мероприятий практически отказались.

СПАС 001 еще иногда выезжает на ДТП и другие некоторые случаи, но в основном мы вынуждены брать эти функции на себя. А если говорить правде в глаза, то мы начали свою работу еще в 2008 году.

Я б спасатели пошел!

Олег ЧЕЛЯДИНОВ.: - Наша штатная численность – 67 человек. Большинство сотрудников – профессиональные, аттестованные спасатели. В июне 2009 года на заседании территориальной аттестационной комиссии наша служба получила статус профессиональной. Этот статус означает, что мы работаем в строгом соответствии с федеральными законами и постановлением правительства № 1479, которое как раз утверждает регламент работ аварийно-спасательных служб и порядок их аттестации. По прохождении аттестации служба получает свидетельство о праве ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Это свидетельство выдается межведомственной аттестационной комиссией в Москве, председателем которой является министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Сейчас наша служба аттестована на проведение 11 видов работ, основные из которых – поисково-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС и др.

Приведу статистику, за пять месяцев 2010 года службой уже было осуществлено 467 выездов, в то время как за весь прошлый год их было около 230. Оказана помощь 203 сибирякам, 34 горожан была спасена жизнь, из них 4 детям. Практически все выезды, кроме профилактических работ и учебно-тренировочных мероприятий, связаны с ликвидацией угрозы жизни и здоровью наших граждан, т. е. о каких-то коммерческих видах услуг речь не идет. Часто приходится выезжать для оказания помощи одиноким пожилым людям. Я обращаюсь к жителям нашего города: будьте внимательнее, не оставляйте пожилых и детей без присмотра. Впрочем, как и не забывайте дома свои ключи!

Телефон спасения 051

Олег ЧЕЛЯДИНОВ.: - Предвижу вас вопрос: «Куда звонить если случилась беда?» Отвечаю – в объединенную диспетчерскую службу мэрии на круглосуточный телефон 051.

Владимир ШУМИЛОВ.: - Сейчас мы создаем единую автоматизированную диспетчерскую службу, чтобы гражданин по любому вопросу мог позвонить по телефону 051. Если даже вам не ответит диспетчер, автомат запишет ваш звонок, и мы решим, кого к вам направить для оказания помощи. Сейчас к этому телефону подключены уже 3 района: Центральный, Кировский и Советский, готовим Ленинский район, и наша задача на сегодняшний день – подключить все 10 районов и увязать все диспетчерские службы – Горводоканал, газо-, электро-, теплосети и все аварийные службы и частные спасательные компании. Опять –таки, это не значит, что жители других районов не смогут звонить по телефону 051. Он действует для всех.

Сейчас есть правительственное постановление всем перейти на номер 112. Если это произойдет, нам будет очень просто переменить номер –главное, чтобы единая система работала. Телефон 051 работает круглосуточно. Все разговоры записываются, и мы всегда можем проверить, насколько грамотно отреагировал на звонок тот или иной работник.

Олег ЧЕЛЯДИНОВ.: И еще одно главное уточнение. Если поступающий вызов касается угрозы здоровью и жизни человеку, мы априори выезжаем на место. У нас отведено 2 мин. на приведение дежурной смены в оперативно-техническую готовность – через 2 мин. после поступления сигнала задняя ось автомобиля должен пересечь условную территорию базы, т. е. экипаж должен выехать на место. Этот норматив выполняется независимо ни от каких обстоятельств круглогодично и круглосуточно. На спасении людей мы денег не зарабатываем.

«Забыл ключ и кошка повисла на дереве!»

«КП»: - А если горожанин, просто забыл дома ключ, и не может попасть в квартиру? Вы не поедете на вызов?

- Нет. Мы, конечно, отреагируем на вызов и порекомендуем обратиться в фирмы, которые смогут помочь, переадресуем вызов.

Юрий ЛУЗЯНИН.: - То же самое касается кошек и собак. Хотя когда наши спасатели совершенно свободны и если им по пути, например, когда они едут с вызова, то они, конечно, могут заехать, чтобы снять и спасти, допустим, кошку. Такие случаи были. В среднем за день бывает 7 – 10 серьезных вызовов – это не считая помощи на пожарах, тренировок которые мы проводим совместно с другими силовыми ведомствами. Или вот недавно Олег Борисович сам лично снимал с крана двух «готов»: залезли на высоченный кран, прошли по стреле, сидят и ножками болтают…

Осторожно – вода!

…А кроме того сейчас муниципалитет отвечает и за спасение на воде. Раньше это была функция федеральной власти - были службы ГИМС, ОСВОД, а сейчас ГИМС исполняет на воде роль ГАИ. У нас кроме Обского моря, Оби есть еще 25 водоемов внутри города, где любят отдыхать и купаться новосибирцы. В прошлом году нам удалось обеспечить постоянными спасателями 15 водоемов, в этом году – около 20, но все равно не все 25 – не хватает средств.

«КП»: 67 спасателей – это 1 спасатель на 20 тыс. населения. Есть ли у вас планы по расширению службы?

Владимир ШУМИЛОВ.: - Конечно, людей мало, мы не сможем нашей службой прикрыть весь город. Поэтому мы и работаем во взаимодействии с другими службами: областной аварийно-спасательной службой – она никогда не отказывается помочь, если что-то серьезное случается в городе, Сибирской военизированной горноспасательной частью, спасательным центром МЧС, который базируется в Коченево, СПАС 001. Наша мечта – иметь в каждом районе оперативную службу: как районные отделения муниципальной спасательной службы или как подстанции скорой помощи. Это требование жизни.

Юрий ЛУЗЯНИН. : - Когда мы только создали муниципальное учреждение – 15 января 2008 года – в его составе было 58 человек, из них 12 спасателей – причем аттестованных только на проведение работ на воде. Сейчас только спасателей у нас 67 человек, причем 50 из них аттестованы на все виды спасательной деятельности, а само учреждение насчитывает 233 человек. Количество вызовов растет в разы. И мэр понимает, что муниципальную спасательную службу надо развивать, и идет на это.

По поводу спасению на воде – у нас есть муниципальные пляжи - это «Бугринская роща», «У моря Обского», где в обязательном порядке дежурит наш спасатель. Вообще-то, мы организуем работу наших штатных спасательных станций: у нас есть «Центральная» – на Центральном пляже, спасательная станция «Обское море» на Бердском шоссе – рядом с пляжем «Сан Сити» и спасательная станция «Береговая», которая находится в парке «У моря Обского». Те пляжи, которые в аренде, тоже обязаны выставлять спасательные посты – это должны быть матросы-спасатели, которые обязательно проходят обучение у нас. Например, в мае у нас проходило обучение всех матросов-спасателей – это порядка 60 человек. Матросы-спасатели обучаются по 36-часовой программе, которую утвердил мэр города, и сдают зачеты – в этот раз в бассейне, после чего получают удостоверение установленного образца. Также наша служба занимается обучением населения, в том числе правилам поведения на воде.

Вертолет вызывали?!

«КП»: - Как оснащена ваша служба? И если говорить об идеальной системе, то чем должно быть оснащено каждое районное отделение службы спасения? А как насчет вертолетов? Возможно их появление в службе городских спасателей?

Олег ЧЕЛЯДИНОВ.: - У нас есть автомобильный парк – на сегодняшний день мы имеем 7 легковых автомобилей. Сейчас приобретено еще 2 автомобиля. Один из них - специализированный для работников газоспасательной службы. В чем его специализация? Уже в пути следования на место чрезвычайной ситуации бывает необходимо надевать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. В уазике это сделать практически невозможно, что в конечном итоге приводит к потере времени: приезжаем на место, начинаем одеваться, а действовать нужно немедленно - счет идет на секунды. Поэтому был приобретен автомобиль с высокой крышей.

Кроме того, мы недавно приобрели аэробот – уникальное плавсредство, позволяющее вести поисково-спасательные работы на воде как раз в межсезонье, когда из-за ледостава или ледохода не могут быть использованы катера или снегоходы.

Юрий ЛУЗЯНИН.: - В планах как раз на спасательной станции «Обское море» создать спасательный отряд для прикрытия территории Советского и Первомайского районов города. А в перспективе, нашей службе хотелось бы иметь на оснащении и вертолеты. На сегодняшний день это самое оперативное средство для оперативного реагирования и спасения населения в зоне масштабных ЧП. Недавний опыт эвакуации пострадавших от теракта в Московском метро тому пример.

«КП».: - Спасибо вам за исчерпывающие, подробные ответы, а главное – за вашу работу, которая и опасна, и трудна, но всем нам так необходима.