Премия Рунета-2020
Новосибирск
+9°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"24 марта 2010 22:00

Как выбрать школу для ребенка в Новосибирске?

На вопросы читателей «КП» и журналистов отвечали Наталья Николаевна Копаева, заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска, и Галина Иннокентьевна Черкасова, начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Новосибирска.
Источник:kp.ru

В пресс-центре «Комсомольской правды-Новосибирск» прошел пресс-брифинг на тему: «Как выбрать школу для ребенка?». На вопросы читателей «КП» и журналистов отвечали Наталья Николаевна Копаева, заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска, и Галина Иннокентьевна Черкасова, начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Новосибирска.

- Вопрос «Как выбрать школу для ребенка?» однажды остро встает перед каждым родителем.

Наталья Копаева: Встреча первоклассников со школой – радостное событие для самих ребят и волнительное - для их родителей. Для ребенка это новая ответственность, которой он не испытывал дома или в детском саду. Для всех детей этот переход, адаптация всегда сложны и поэтому на базе детских садов, школ уже сейчас проводятся собрания, встречи для родителей, чтобы помочь подготовить ребенка к школе.

2010-й учебный год будет выстроен в рамках инициативы президента «Наша новая школа». Идеи опережающего развития в каждом общеобразова-тельном учреждении потребуют от всех переосмысления - какими должны быть перемены к лучшему. В нашем городе 226 общеобразовательных учреждений – 136 школ, 16 гимназий, 15 лицеев, 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 4 школы-интерната, 16 коррекционных образовательных учреждений и 4 начальных школы-детских сада.

В 2010-м году планируется начать капитальный ремонт в двух школах: № 186 Октябрьского района и № 100 Заельцовского района. Уже сейчас ведутся работы по подготовке проектно-сметной документации, переводу детей в соседние школы на время проведения капитального ремонта. В большинстве других образовательных учреждений города будет проведен выборочный капитальный и текущий ремонт. Серьезных вливаний на эти цели в 2010 году, к сожалению, в бюджете города не предусмотрено.

Число первоклассников в 2010 учебном году увеличится. Но даже если их количество выросло бы вдвое, наши школы смогли бы принять всех. В сентябре 2010 года мы ожидаем 14000 первоклассников (2009 год -13196). Однако это число еще может увеличиться, поскольку диапазон приема детей достаточно большой, от 6,5 до 8 лет. Если ребенок младше 6,5 лет, то потребуется согласование с органами управления образования и медицинское заключение, что ребенок к школе готов, и такие исключительные случаи бывают. Точно так же с детьми 8-ми лет: если ребенок до этого возраста не пришел в первый класс, то вопрос рассматривается в индивидуальном порядке, и обязательно требуется согласование с органами управления образования и медицинское основание.

Галина Черкасова: В Новосибирске, как и на всей территории России, запись детей в первый класс будет производиться с 1 апреля и до 30 августа - по мере поступления заявлений от родителей. В этом году впервые в нашем городе постановлением мэра начнется реализация социального проекта «Муниципальная дисконтная карта первоклассника»: все родители первоклассников получат дисконтные карты, по которым они со скидкой смогут приобретать для детей канцелярские товары, одежду, обувь. Проект планируется продолжать и в последующие годы.

- Здравствуйте! Меня зовут Елена, ребенку исполнилось 7 лет, пойдем в первый класс. Мы должны идти в школу именно по месту жительства или я могу выбрать любую?

Наталья Копаева: Согласно Закона РФ «Об образовании» родитель имеет право выбирать общеобразовательное учреждение, однако мы Вам советуем прежде всего познакомиться с ближайшими от Вашего дома школами. Новосибирск - город большой и важно обеспечить доступность образования. Безусловно, сегодня вы нигде не найдете понятия «микроучасток». Но при этом есть санитарно-гигиенические нормы (СанПиН), в которых сказано, что расположение образовательного учреждения должно быть в пешей доступности: для ребенка начальной школы – на расстоянии 0,3 километра, для ребенка основной и старшей ступени – 0,5 километра. Если же таких условий нет, и приходится ездить в школу, то для старшеклассников время движения в одну сторону на транспорте должно быть не более 50 минут, а для учащегося начальной школы – не более 15 минут.

Всем ли хватит в школах мест?

Сейчас остро стоит проблема с дефицитом мест в детсадах. Не возникнет ли переполненности начальной школы?

Наталья Копаева: Проблемы дефицита мест для детей в школах Новосибирска не существует. Однако, число учащихся начальных классов с каждым годом увеличивается. На уровне муниципалитета делается все для того, чтобы сохранить существующую сеть общеобразовательных учреждений, хотя отдельные из них не наполнены в соответствии с проектной мощностью. Даже проводя реструктуризацию школ, объединяя два и более учреждений, здания остаются в отрасли «Образование», а не передаются в ведение других ведомств.

Проблема доступности дошкольного образования по-прежнему остается острой, но работа по созданию дополнительных мест и внедрению новых форм дошкольного образования продолжается.

К числу новых форм можно отнести «семейный детский сад» на базе многодетных семей, который создается как структурное подразделение действующего детского сада. Эксперимент по «семейным детским садам» начат в Новосибирске с сентября 2009 года. Сегодня уже создано 24 семейных детских сала, в них воспитывается 83 ребенка.

- Вы говорите, при поступлении первоклассников учителя не имеют права проводить собеседования. Но такие собеседования проводятся, и психологи дают детям конкретные тесты. Я не голословна – мой ребенок ходит в подготовительный класс, всего их семь. И говорят, что будут отбирать самых умных. Как быть?

Наталья Копаева: Никакие тесты детям давать не вправе, а посоветовать родителям после собеседования продолжать обучение в этой школе или в другой, конечно, могут. Набор в школу будет проводится в соответствии с количеством мест, допускаемым лицензией по мере поступления заявлений.

- Какие школы в Новосибирске имеют профильные классы?

Галина Черкасова: Более чем в половине школ города для учащихся 10-11классов открыты профильные классы. Всего на базе школ работают 282 класса различных профилей: социально-экономический, гуманитарный, физико-математический профили. Предпрофильная подготовка начинается с 7-го – 8-го классов.

Некоторые лицеи Новосибирска сразу создавались как профильные учреждения, это прежде всего экономический, педагогический, аэрокосмический лицеи.

Кстати, профильные классы себя оправдали. По итогам 2009 года 100 % их выпускников поступили в вузы, из них более 80 % выбрали профиль, по которому учились в школе.

К 1 февраля все вузы России опубликовали перечень вступительных испытаний, и выпускники выбрали предметы, которые будут сдавать. В этом году, как и в прошлом, чтобы получить аттестат, достаточно сдать только два экзамена – русский язык и математику. Если выпускник не собирается поступать в вуз, то он может больше ничего не сдавать. А если он планирует продолжить обучение в вузе, то выбирает предмет, по которому будет сдавать ЕГЭ. Конечно, этот выбор должен быть целенаправленным - в зависимости от выбора вуза.

В этом году Министерство образования и науки РФ ввело ограничения: абитуриент по результатам Единого государственного экзамена может подать документы не более чем в 5 вузов, и внутри каждого вуза – не более чем на 3 специальности. Надеемся, теперь выбор учебного заведения будет более осоз-нанным, чем в прошлом году, когда отдельные выпускники подавали документы одновременно в 7-10 вузов.

- Какие профили сейчас наиболее востребованы?

Галина Черкасова: Лидирует социально-экономический. Однако сейчас, в Новосибирске, как и во всей России, есть большая потребность в инженерных кадрах, экономистами и юристами рынок переполнен на несколько лет вперед. Нашему городу нужны квалифицированные инженеры и специалисты научно-естественного профиля. В этой связи в прошлом году был создан инженерный лицей путем объединения лицея НГТУ и школы № 171 Ленинского района. В дальнейшем мы также будем развивать естественно-научный профиль обучения.

Наталья Копаева: К сожалению, не так много детей, желающих обучаться по естественно-научному профилю. И сейчас департаментом образования Новосибирской области среди школ области объявлен конкурс по созданию классов естественно-научной направленности: физики, химии, математики.

О школьных стандартах второго поколения

- Что такое стандарты второго поколения, по которым дети должны находиться в школе полный день? Как эти стандарты будут действовать? Ведь в школах и так не хватает помещений, обучение идет в две смены.

Наталья Копаева: Стандарты второго поколения предусматривают организацию второй половины дня, усиления воспитательной функции образования, более широкое использование современных образовательных и здоровьесберегающих технологий. В школах города есть условия для реализации стандартов второго поколения, тем более, что пока они касаются только начальной ступени. Массовое введение новых стандартов начнется с 2011 года.

Галина Черкасова: Занятия во второй половине дня могут проводиться не только на базе общеобразовательной школы. Будет тесное взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования - спортивными секциями, творческими студиями, чтобы ребенок мог выбрать, чем хочет заниматься. В этом и есть смысл стандартов второго поколения – максимальное развитие способностей ребенка.

- Меня зовут Наталья Рейнгольдовна. Какие сборы денежных средств в школе законны?

Наталья Копаева: Принудительные сборы денежных средств в образовательных учреждениях недопустимы, у нас бесплатное образование. Если даже Вы не вкладываете ни копейки, никто не имеет права отчислить вашего ребенка из школы или детского сада. Вместе с тем, возможны предложения, исходящие из Попечительского совета, либо родительского комитета по привлечению родительских средств на реализацию каких-либо проектов. Участвовать ли – Ваше право, заставить никто не может.

- А что можете сказать про вступительные взносы?

Наталья Копаева: Вот это уже можно назвать поборами. Сколько мы ни делали проверок, ни в одном учреждении не видели документа, по которому было бы ясно, за что вас принудили платить. Законом «Об образовании» добровольные пожертвования, благотворительная или спонсорская помощь не запрещены. Если ребенка приняли в школу, какие могут быть сборы? Родители сами оценивают, насколько им это важно и нужно, и делают выводы, где и как учиться ребенку. Но если решение действительно принимает попечительский совет, а Вы вошли в его состав, написали заявление, то, наверное, нужно подчиняться правилам, которые он устанавливает.

- А если человек уже попал в конфликтную ситуацию, куда обращаться?

Наталья Копаева: Жалобы о работе педагогов рассматриваются, прежде всего, внутри образовательного учреждения – директором школы или заведующим детским садом. Если вопрос не решается на уровне школы, можно направить обращение в районный отдел образования, либо в Главное управление образования мэрии Новосибирска. Телефоны для родителей: по вопросам общего образования – (383) 227-45-07, 227-45-08; по вопросам дошкольного образования – 227-40-47; приемная Главного управления мэрии Новосибирска – 227-45-00.

Безопасность и здоровье школьников – на первом месте

- Как охраняются школы Новосибирска? Кто гарантирует безопас-ность детей?

Наталья Копаева: Ответственность за пребывание ребенка в школе несет администрация образовательного учреждения. Каждый родитель, отдавая ребенка в школу, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения, правилами приема, лицензией и аккредитацией. Также он знакомится со зданием, классами – ему обязаны их показать, чтобы мама или папа могли убедиться, что условия пребывания ребенка в школе безопасны. С сентября 2008 года постановлением мэра на работу в школы в качестве охранников за счет бюджета города привлекаются сотрудники лицензированных частных охранных предприятий. В 2009 году затраты бюджета на эти цели составили 61 миллион рублей, а в этом году увеличились почти до 65 миллионов. То есть, в обычной школе охранник находится на службе в течение 12-ти часов, а школах-интернатах с круглосуточным пребыванием детей охрана работает круглые сутки. Все школы оснащены автоматической пожарной сигнализацией, а 93,6 % учреждений имеют кнопки тревожной сигнализации.

Безусловно, в каждой школе есть распорядок работы учреждения, расписание учебных занятий, расписание кружков, спецкурсов, факультативов и дополнительных занятий. Учащихся начальных классов сопровождает в столовую, на музыкальные и спортивные занятия учитель. В обязанности классного руководителя и учителя-предметника, работающего с детьми, входит контроль за поведением учеников на перемене. В школе на протяжении учебного дня осуществляется дежурство - назначается дежурный администратор.

- Расскажите, пожалуйста, о коррекционных школах.

Наталья Копаева: В Новосибирске действует система специального коррекционного образования. Всего 16 образовательных учреждений работают по особым образовательным программам I-VIII вида. Например, школа № 37 – для глухих и слабослышащих, № 39 – для детей с патологией зрения, № 133 – для школьников с болезнями позвоночника, № 152 – для детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, № 116 – для школьников с нарушениями речи. Есть ряд школ для умственно отсталых детей. Все эти учреждения работают по коррекции отклонений, которые, к сожалению, иногда выявляются у детей.

- Как помочь детям подготовиться к школьному режиму, чтобы они избежали лишних нагрузок и стрессов?

Наталья Копаева: Для маленького ребенка важна прежде всего психологическая совместимость с первым учителем, доброе, внимательное отношение к маленькому школьнику. Важно, чтобы ребенок меньше утомлялся, поэтому лучше выбирать школу, расположенную недалеко от дома.

Не менее важным является соблюдение режима дня – сон, питание, заня-тие в школе, прогулки, подвижные игры и здесь велика роль родителей. Мотивация на успешное обучение в школе все же формируется в семье, а залог качественного образования - в совместной, заинтересованной деятельности семьи и школы.