Премия Рунета-2020
Новосибирск
0°
Boom metrics
Звезды18 февраля 2015 13:25

Православные активисты и РПЦ пожаловались в прокуратуру на новосибирскую оперу «Тангейзер»

Новая трактовка Рихарда Вагнера не всем пришлась по душе. Верующих смутил баннер, где Христос изображен распятым между ног голой женщины [фото, давайте обсудим!]

И вновь православные активисты и современное искусство легли по разные стороны рельсов. С одной стороны - опера «Тангейзер», поставленная в Новосибирском оперном театре режиссером Тимофеем Кулябиным. С другой - общественники и РПЦ, пишущие в прокуратуру жалобы на новую трактовку. В осовремененной версии Тангейзер - не средневековый поэт, а режиссер, снимающий фильм под названием «Венерин грот».

- Главным героем фильма представлен Иисус, который предается плотским утехам в царстве Венеры. Указанный кощунственный сюжет был иллюстрирован изображением «распятого между женскими ляжками Христа», - говорится в заявлении православных активистов, направленном в прокуратуру Новосибирской области.

Там же перечислены выводы, которые может сделать зритель, посмотрев оперу, - «что Иисус Христос является сексуально развращенной, порочной личностью».

- Постановка оказывает сильнейшее психотравмирующее воздействие на верующего христианина, сознательно провоцируются крайне болезненные, разрушительные эмоциональные переживания, чувства и состояния жесточайшего оскорбления и сильнейшей униженности, - отмечается в жалобе.

А это постановка «KILL» и стилизованное под спектакль фойе театра.

А это постановка «KILL» и стилизованное под спектакль фойе театра.

Фото: Виктория МИНАЕВА

К творчеству Тимофея Кулябина православные активисты присматриваются давно. Предыдущая постановка «KILL» по мотивам пьесы Шиллера «Коварство и любовь» тоже привлекла внимание верующих - в частности, декорациями: в фойе театра стоял окровавленный крест, к которому был прикреплен телевизор, и на экране показывали распятых людей. И вот постановщик снова использовал религиозные мотивы.

Сам Кулябин сейчас воздерживается от общения с журналистами. Но ранее, отвечая на вопросы Радио «Комсомольская правда», рассказывал, почему классика, которую он ставит на сцене, порой шокирует зрителя:

- Я не понимаю формулировки «осовременивание классики». Если я занимаюсь спектаклем, он априори современен. Это современное искусство, оно делается сегодня. Конечно, я могу ставить спектакль, допустим, используя исторические костюмы, могу пытаться имитировать некую эпоху, но, как режиссер, я этого не делаю по одной простой причине: я не жил в XVIII или XIX веке, ничего об этом времени не знаю, а значит, рассказать о нем не могу. Я как режиссер могу рассказывать только о том, что знаю. Да и вообще костюмы, декорации - вопрос технологический, а не базовый. Базовый - это предмет высказывания, а сделана постановка в классическом стиле или нет - не суть важно. Это не проблема, мне кажется. Передо мной не стоит задача кого-то шокировать, моя задача - рассказать историю, которая была бы вам понятна. Иногда мне это удается, а иногда - нет. Другой вопрос: как вы к этому относитесь? Если вы пришли и хотите увидеть то, что сто раз видели в театре, - наверное, мои вещи покажутся вам странными. А если вы отнесетесь к этому спокойнее, тогда, мне кажется, никаких проблем не возникнет.

Следующий показ «Тангейзера» должен состояться в оперном театре в марте, треть билетов уже проданы. Впрочем, если прокуратура все-таки станет на сторону православных активистов, то декорации придется сменить, а может, и вовсе отказаться от постановки.

Религиозные мотивы постановщик Тимофей Кулябин использует часто.

Религиозные мотивы постановщик Тимофей Кулябин использует часто.

Фото: Виктория МИНАЕВА

А В ЭТО ВРЕМЯ

За «Тангейзера» вступились театральные критики

Опера в постановке Кулябина стала лауреатом профессионального национального издания «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года». «Премьера оперы «Тангейзер» позволяет говорить о новом качественном состоянии труппы НГАТОиБ, необычайном рывке в музыкальной интерпретации и об открытии нового имени в оперной режиссуре. Молодой режиссер Т. Кулябин, максимально трансформируя сюжет, смог при этом сохранить суть вагнеровской драмы, сделав ее доступной и понятной для публики. История грешника Тангейзера с мощными религиозными подтекстами превращается в историю гениального режиссера, снявшего фильм «Грот Венеры» (по одной из версий, якобы о неизвестной - греховной жизни Иисуса Христа в молодости). Это спектакль о творческих границах художника, о его ответственности и соблазнах, о критике и собратьях по цеху. В конце концов, о грехе и искуплении ценою жизни. Необычная постановка, подкрепленная продуманной, рафинированной и при этом эмоциональной и психологически сильной музыкальной интерпретацией А. Рубикиса, - все это позволяет назвать спектакль лучшей работой прошедшего сезона», - пишет «Музыкальное обозрение».

КОММЕНТАРИЙ РПЦ

«Верующие люди возмущены»

Вот как прокомментировал постановку журналистам митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Он также обратился с письмом к министру культуры области и в прокуратуру.

- Я написал в прокуратуру по поводу «Тангейзера» - о том, что там нарушаются права верующих людей. В спектакле церковная символика используется не по назначению. Верующие люди, так сказать, возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать в вопросе соблюдения закона Российской Федерации, - сказал митрополит Тихон.

СКАЗАНО

«Этот режиссер ведет себя как шпана»

Юрий ЗАДОЯ, председатель Новосибирского отделения общественного движения «Народный Собор»:

- Этот режиссер ведет себя как шпана, которая кривляется в своей бездуховности и отсутствии таланта. Импотенты в творчестве «улучшают» классиков, переделывают Пушкина, Вагнера, Чехова. То, что было показано в оперном театре, называется оскорблением чувств верующих и уголовно наказуемо. Представление Иисуса Христа «предающимся плотским утехам» персонажем формирует ложное и извращенное представление о христианской вере. Этот кощунственный сюжет был проиллюсмтрирован изображением на сцене «распятого между женскими ляжками Христа...» Если эта мерзость, богохульство и уголовщина повторятся в марте - то министр культуры области В. И. Кузин будет соучастником преступления. В истории человечества все решается на духовном уровне. Накануне революции в России святитель Феофан Затворник написал: «Где-то в печати появились хула на Господа и Божию Матерь. Это значит - жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются. Потому что Бог поругаем не бывает». Мы знаем, как скоро все это исполнилось. Спиливание православных крестов на Украине кончилось, как мы теперь видим, кровавой вакханалией. Публикация карикатур на святыни ислама во Франции закончилась множеством кровавых жертв и общественных побоищ в целом ряде стран. Мы наблюдаем сегодня, что подобного рода охотники до катастроф активизировались и в России. Фашизм, экстремизм и подобные им мерзости должны почувствовать на себе силу закона и общественного мнения.

А КАК У НИХ?

«Во Франции на это никто не обратил бы внимания, все это было уже сто раз!»

Мы попросили Жан-Марка Лагета, французского художника, который уже несколько лет живет в Новосибирске, оценить баннер оперы «Тангейзер», так возмутивший православных:

- Провокационная картинка, конечно. Я в своем творчестве не использовал бы такие приемы. На самом деле сделать что-то подобное - самый легкий способ в искусстве обеспечить себе рекламу. Но ты будешь знаменит не потому, что у тебя прекрасная работа, а потому, что вызвал конфликт в обществе и все о тебе говорят, - сказал Жан-Марк во время прямого эфира на Радио «Комсомольская правда». - На моей родине, в Марселе, на такую работу не обратили бы внимания - все это было уже много раз, ничего нового. Люди отнеслись бы, скорее, плохо, но не стали бы что-то делать, выступать против - просто не обращали бы внимания.