Премия Рунета-2020
Новосибирск
+10°
Boom metrics
Звезды28 апреля 2009 22:00

В Новосибирске прошла премьера скандального фильма "Россия 88"

Картину сибирякам лично представил режиссер Павел Бардин [фото+видео]

В субботу в Доме актера новосибирцы смогли увидеть скандально известный фильм «Россия 88», пока не вышедший в кинопрокат. На этот своего рода закрытый показ приехал и режиссер Павел Бардин. С ним смогли подискутировать все желающие, а их, надо сказать, набралось немало. Обсуждали фильм более полутора часов, что однозначно говорит о том, что тема фашизма в России волнует многих. Кстати, и в самом зрительном зале свободных мест не было вовсе. А после титров – аплодисменты, как на полноценной премьере.

Фильм, честно говоря, впечатлил своей неподдельностью. Конечно, не последнюю роль здесь сыграла и псевдо-документальность фильма (он представляет собой кино, якобы снятое бандой скинхедов о самих себе) и любительская манера съемки с прыгающей камерой. Авторская ирония в отношении взглядов фашистов и интеллектуального богатства скинхедов читается в каждом кадре, что определенно говорит о том, что фильм антифашистский.

Мат, кровь, насилие, драки, погромы на рынках. Продажные милиционеры скинов отмазывают, а бизнесмены предлагают поддержку в обмен на услуги фашистской «крыши» на своих рынках. И хотя все увиденное легко можно себе представить, ведь такое наверняка происходит сейчас во многих городах России, от ощеренного оскала фашизма на экране становится жутковато.

Откуда в России скинхеды?

В «России 88» привлекает стремление заглянуть глубже. Режиссер не просто констатирует: в России есть фашизм и скинхеды. Он пытается понять и заставит зрителя хоть на секунду задуматься, откуда взялись скинхеды, куда мы идем, что будет дальше. Но ответов на эти вопросы фильм не дает, как не предлагает и инструкции к действию. После показа на дискуссии с режиссером один из зрителей жаловался, что эмоциональный заряд получил, понял, что действовать необходимо, а куда приложить силы, не знает.

Главный персонаж фильма - молодой человек Александр по кличке Штык. Он один из лидеров банды скинхедов: избивает приезжих на улицах, поет фашистские песни - о России для русских, тренируется на специальном загородном полигоне, а на досуге попивает пиво в подвальном бункере. Штыка обожают «боевые товарищи», он среди них абсолютно свой. Намного более свой, чем в собственной семье, где он постоянно слышит упреки «наш сын фашист!».

И вдруг младшая сестра Саши – Юля - влюбляется в кавказского парня Роберта. Тут-то и происходит раскол в сплоченной банде скинов. Они приезжают по зову Штыка на разборки с группой кавказцев, чтобы «проучить» Ромео и его родственников. И тут гордо вышагивающая многочисленная толпа скинхедов в панике бежит: гости с Кавказа оказались вооружены и застрелили предводителя фашистов и собаку главного героя. Собратья по убеждениям обвиняют Штыка в том, что он всех подставил и отрекаются от него.

Далее Саша действует на свой страх и риск, выслеживает возлюбленного сестры, стреляет в него. А после смерти Роберта Юля убивает себя. И тут в финальной сцене вдруг проскальзывает некий педагогический посыл. Штык вдруг кается, говорит: «Я убил человека за то, что он не похож на меня. Из-за этого умерла моя сестра. Как говорят немцы, мясо за мясо!» и простреливает себе голову. Такая слегка ненатуральная концовка чуть смазывает впечатление от эмоционально напряженного фильма.

«Да он в туалете должен был сдохнуть!»

Кстати, смерть главного героя оживленно обсуждалась и после фильма. Одна девушка высказалась, что слишком, мол, красиво умирает Саша Штык. А должен был сдохнуть в туалете!

На что режиссер Павел Бардин ответил, что тогда фильм вызывал бы изначально негативные эмоции у самих скинхедов, и никто из них не стал бы его смотреть. А тогда никто бы и не задумался о том, что он сам делает. Каждому скинхеду, как считает режиссер «России 88», стоит дать шанс «завязать». Хотя, как признал Павел Бардин, в последние годы отмечается печальная тенденция: если раньше молодежь, выплеснув нерастраченную энергию молодости в агрессии, уходила из банд скинхедов навсегда, то теперь скинхед – почти пожизненный статус.

Также Павел Бардин отметил, что отличительной особенностью русского неофашизма стало то, что скинхеды в России более склонны к неоправданной жестокости и совершают намного больше убийств, чем их западные «коллеги». Кроме того, режиссер «России 88» подчеркнул, что наши скинхеды – самые многочисленные: треть «бритоголовых» всего мира живет в России.

«А почему нет вторых титров?»

Одна девушка на дискуссии отметила, что ее в фильме испугал документальный опрос, в ходе которого все опрошенные поддержали девиз «Россия для русских!». На что Павел Бардин ответил, что явно не все их тех, кто на словах придерживается этого девиза возьмут в руки бейсбольные биты и пойдут убивать приезжих.

Молодой паренек в ходе дискуссии уверял Бардина, что стоило добавить вторые титры к фильму – список жертв скинхедов дополнить перечнем убитых от рук приезжих. На что режиссер вполне справедливо заметил, что приезжие, в отличие от скинхедов, не объединяются в группы, что целенаправленно избивать или убивать местное население. Чаще, как отметил режиссер, происходит такое: уставший от безденежья на чужбине гастарбайтер, которому месяцами не платят зарплату, нападает на прохожих с обыкновенной криминальной мыслью – ограбить, чтобы купить поесть.

Между тем, Павел Бардин отметил, что убивать гастарбайтеров, как это делают скинхеды, совершенно бессмысленно, ведь на смену убитой сотне человек приедут миллионы. Режиссер считает, что тем же скинхедам было бы проще бороться с нелегальной миграцией законными способами, к примеру, лоббировать принятие на государственном уровне специальных законов.

«Этот фильм должны посмотреть родители!»

Так высказалась одна интеллигентного вида дама, которая горячо благодарила Павла Бардина за фильм. Как она считает, истоки агрессии среди молодежи именно в недосмотре родителей, их невнимательном отношении к собственным детям, их воспитанию, образованию. Именно поэтому «Россию 88» должны смотреть, в первую очередь, родители.

Кстати, откуда берется фашизм в России – по недосмотру или с попустительства властей, об этом тоже говорили в ходе дискуссии. Стоит ли упрекать власти за расцвет скинхедского движения в России?

- Мне кажется можно упрекать хотя бы в том, что есть двойной стандарт в освещении этой проблемы, - отметил Павел Бардин. – С одной стороны, есть первые лица, которые борются с экстремизмом и на словах, и на деле. Есть органы, которые возбуждают уголовные дела, и есть какая-то результативность, правда, не очень высокая по этим уголовным делам. И убийств, к сожалению, у нас пока явно больше, чем уголовных дел. Но есть при этом другие чиновники говорят об этнической преступности, что само по себе, на мой взгляд, должно квалифицироваться как фашистское и расистское высказывание. Надо либо откреститься от этих слов, либо запретить чиновникам высказывать такие взгляды.

Павел Бардин о «России 88»

- Документальным фильм можно считать с натяжкой, ведь 90 процентов кадров – игровые. Фашистов у нас в съемочной группе не было. Профессиональные актеры, в основном. Банда скинхедов, кавказец Роберт, сестра Юля – это все щукинцы, из Щукинского театрального училища. Взрослые герои, участковые – из театра на Малой Бронной. Сыграли и некоторые непрофессионалы. Несмотря на то, что у нас был кастинг, преимущественно, это знакомые, знакомые знакомых и друзья. Команда энтузиастов и людей объединенных гражданской позицией и одной идеей – снять кино, которое понравилось бы нам самим.

- Фашисты считают этот фильм антифашистской агиткой, считают, что их представили в комическом виде, а они на самом деле очень крутые и героические. Мне кажется, они чувствуют некоторую иронию, которая была заложена в материале и мной, и моими товарищами, с которыми мы работали. Но эта ирония уместна, потому что если посмотреть на их собственное творчество, на котором мы во многом основывались, то оно еще более комично, чем получилось у нас. В блогах я видел только один позитивный отзыв футбольного фаната-националиста. Фильм, действительно, антифашистский, но не ставилось задачи вести какую-то агитацию, хотелось сделать художественное кино.

- Мы хотели снять нечто прямо перпендикулярное «Американской истории Х». В отличие от американского фильма, где показаны корни нацизма главного героя в семье, где папа такой бытовой, кухонный ксенофоб, нам хотелось показать историю именно отдельного существования детей от родителей. И видимо, отец просто не справился с этой подростковой агрессивностью, отстранился и таким образом потерял сына.

- Думаю, в прокат фильм выйдет до середины осени. Я не могу сказать, что фильм запрещают. Просто не помогают, и иногда даже, к сожалению, активно не помогают.