Премия Рунета-2020
Новосибирск
+1°
Boom metrics

Новосибирцы добрались «К истокам Енисея»

Именно так назывался зимний трофи-рейд сибирских автоэкстремалов [видео + фото]

13 января в Новосибирске финишировала зимняя трофи-экспедиция «К истокам Енисея», организованная новосибирским клубом экстремальных автопутешествий «OFF ROAD MASTER». Это путешествие началось 2 января и продлилось без малого две недели. Двенадцать экипажей автолюбителей на внедорожниках различных марок, от отечественной «Нивы» до «Ленд-Крузера», прошли по маршруту «Новосибирск – Абакан – Туран – Ырбан - Ак-Суг – Тоорыа-Хем – Кызыл – Новосибирск», преодолев в общей сложности около 3700 километров. Большинство из 30 путешественников были новосибирцами, но участвовали и красноярцы.

Путешественники добрались до Тоджинского района Республики Тыва, на подступах к Восточным Саянам, увидели небольшие горные реки, которые при слиянии образуют Енисей. А летом 2009-го члены клуба готовы к еще более дерзкой авантюре – переходу на внедорожниках через хребты Восточных Саян, где автомобильные дороги отсутствуют в принципе! Поэтому практической целью зимней экспедиции стала заброска в тайгу партии топлива для летнего маршрута.

- В этой экспедиции самым сложным участком был этап от Турана до Ырбана, два дня мы преодолевали участок в 50 километров, - вспоминают участники трофи. – Там пролегает дорога с крутыми подъемами, в которой большегрузные фуры продавили глубокие колеи. А ведь нам приходилось тащить еще три прицепа – со снегоходами. Добравшись до прииска геологов Ак-Суг, мы совершили радиальную вылазку на снегоходах, завезли и спрятали в тайге 250 литров топлива, чтобы не перегружать машины летом.

Как говорят джиперы, Саяны считаются одним из самых труднопроходимых мест в Сибири. Там минимум дорог, чаще промысловые, геологические, но насквозь горную систему они не пересекают. Сами хребты тянутся от Байкала до Горной Шории, и всего в двух местах пересекаются дорогами, но уже в Западных Саянах. А Восточные Саяны автомагистрали не пересекают вовсе - на протяжении полутора тысяч километров. Именно своей сложностью и привлекла поездка через Восточные Саяны новосибирских любителей внедорожных путешествий.

Кстати, и зимнее приключение «К истокам Енисея» оказалось далеко не развлекательной поездкой на пикник: изнурительный график поездки – по 12-14 часов за рулем в сутки; бесчисленные поломки автомобилей и особенно прицепов, не предназначенных для движения по бездорожью; жесткий температурный режим путешествия – температура порой доходила до – 40 градусов по Цельсию.

Путь экстремалов порой проходил по совершенно непроходимым местам. Там почти не ступала нога человека: так называемые «зимники» - болотистые таежные дороги, где проехать можно только зимой; горные ручьи и небольшие реки, преодолеть которые весьма непросто; равнинные местности - высота снежных сугробов по обочинам выше человеческого роста.

- Двигались по тайге, горным перевалам, дорогам вдоль рек, - рассказывает Вадим СИВАРАКША, участник многих экспедиций клуба, штурман экипажа «Тойоты-Ленд-Крузер». – Нам повезло, что на одном из самых сложных участков – до прииска Ак-Суг - буквально неделей ранее геологи пробили дорогу до прииска своим трактором. И мы ехали к прииску по снежному тоннелю глубиной 2-2,5 метра.

Иногда отважным джиперам приходилось проезжать совершенно непреодолимые на первый взгляд участки. На колесах «железных мустангов» закрепляли специальные цепи, чтобы усилить сцепление с дорогой, а точнее с бездорожьем.

- Мы всегда стараемся ездить там, где, в принципе, нет дорог, - говорит Алексей МАКАРЕНКО, руководитель трофи-экспедиции «К истокам Енисея», водитель экипажа «Тойоты-Ленд-Крузер». - Обывателю сложно понять, что такое «нет дорог». Чаще люди считают, что если на «Жигулях» не проехал, значит, уже плохо. А если уж не прошел на УАЗе, то совсем кошмар. Для нас же там, где не проехал УАЗ, только начинается легкое бездорожье. Для меня такие путешествия - это и адреналин, и отдых. И увлечение, и нечто большее одновременно… Обычно, чем тяжелее маршрут, тем интереснее поездка.

Путешественники готовились к экспедиции основательно, и эта тщательность принесла свои плоды: солярка не перемерзала, машины не глохли, а ремонт требовался небольшой.

- Самый большой экстрим - ремонт прицепов, которые буквально разваливались на ходу, - отмечает Алексей МАКАРЕНКО. - Маршрут был напряженным по километражу: выезжали в 9 часов утра и раньше 10 вечера никогда не останавливались. Чаще на привал вставали в 2-3 часа ночи. Поэтому выспаться не удавалось, уставали сильно, особенно те, кто рулил один, без сменщика. Машины практически вообще не глушили. Утром быстро чаек вскипятили, по машинам и поехали. Как отдыхали? Посиделки у костра, хотя песни под гитару при -40 градусах, конечно, не попоешь. Самая низкая температура была, когда встали на первую ночевку: – 45 градусов.

В Кызыле участники трофи подумали: «Зачем возвращаться прежним маршрутом?», и решили нарезать круг по Тыве с заходом на перевал высотой 2200 над уровнем моря. И хотя джиперов пугали нравами местных жителей, никаких эксцессов не произошло.

- Отъехали от Кызыла километров 100, потом задержались на посту ГИБДД, - улыбаются путешественники. – А через сотню километров начались проблемы с машинами: с колесами, маслом и прочим. Встали утром посреди заснеженной степи, при температуре – 40, под машины залезли, быстренько отремонтировались - и снова в путь.

Поразило путешественников и разнообразие горных и таежных ландшафтов, и то, что по одну сторону перевала могут лежать сотни тонн снега, а по другую – голая засохшая трава. Довелось увидеть джиперам и массу звериных следов: заячьих, волчьих и даже медвежьих. С распростертыми объятиями встретили путешественников геологи прииска Ак-Суг. Они сообразили путникам баню, показали стержни горных пород, извлеченные из горных глубин, рассказали о своих исследованиях.

Были в этом зимнем экстриме и смешные эпизоды.

- Мы, допустим, в машине прямо на ходу варили пельмени, жарили яичницу, - смеется Алексей МАКАРЕНКО. - Причем, ехали не по асфальту, а по таким ухабам, что порой недоваренные пельмени разлетались почти по всему салону. Потом мы стали хитрее, начали готовить их в скороварке. Все подскакивает, бурлит, огонь из печки рвется до потолка, а кушать-то хочется. И останавливаться лишний раз нельзя, потому что идет большая колонна: один остановился – все встали, разбежались, надо снова всех собирать…

ДОСЬЕ «КП».

Члены новосибирского клуба «OFF ROAD MASTER» за последние несколько лет побывали уже везде - от Урала до Магадана:2000-й год – путешествовали по горам Урала;2001-й – прошли по болотам непроходимой тайги, вдоль старинного водного пути между Обью и Енисеем;2002-й – совершили экспедицию по окрестностям Магадана;2003-й – путешествовали по Алтаю;2004-й – посетили места проживания малочисленной народности – тофаларов; 2005-й – сделали большой круг – 10 тысяч километров - по Монголии и Горному Алтаю, посетили места сражений на Халхин-Голе; 2006-й – провели машины по так называемой Катунской тропе – частично обсыпавшейся дороге, вырубленной на 200-метровой высоте над Катунью; 2007-й – участвовали в экспедиции по Забайкалью, Даурии и Монголии. 2008-й – побывали в Южных Саянах, где удалось пройти по полному бездорожью отрезок в 70 км.

Фото и видео материалы предоставлены новосибирским клубом экстремальных автопутешествий «OFF ROAD MASTER»